AutoScan Кабеля, разъемы»
Адаптеры диагностики автомобиля» Сканеры, Считыватели кодов» Адаптеры Диагностики и Настройки ГБО автомобиля»
AutoScan
Поддержка
В Избранное Добавить в избранное
ABS/ AIR BAG »
По маркам»
Грузовики»
Автобусы»
ЧИСТКА ФОРСУНОК» Поддержка

Адаптер K, L – линии

Адаптер К,L линии Загорелась лампа Check Engine в автомобиле... Обычному «домашнему компьютеру» с небольшой специальной программой и не сложным адаптером ничего не стоит «договориться» с «бортовым компьютером» автомобиля и объяснить Вам неисправность.

Адаптер K, L (КЛ) – линии предназначен для согласования компьютера и автомобильного контроллера управления двигателем (сигналов порта RS-232 и интерфейсов ISO-9141 K-line), считывания тех или иных ошибок, фиксируемых контроллером, управления различными системами в тестовом режиме. Адаптер КЛ линии позволяет выполнять диагностику отечественных автомобилей ВАЗ (icd, MyTester VAZ), ГАЗ (MyTester GAZ, Motortester), а также ряда импортных - Audi, Seat, Skoda, VW (VagCom, VagTool) и др., - совместимых с ISO-9141 K-line.

Впрочем, адаптер КЛ линии, при грамотном подключении, можно использовать и для изменения прошивок контроллеров управления двигателем (чип тюнинга). Адаптер КЛ линии - может быть полезным как простым авто владельцам, желающим самостоятельно следить за состоянием своей машины, так и не большим СТО, которым приобрести профессиональный диагностический сканер (который, порой может уступать в универсальности) не всегда по карману.

Данный адаптер КЛ линии совместим с большинством свободно распространяемых программ тестирования. Программы диагностики для разных автомобилей в большом количестве представлены в Интернете. (Например, icd (для ВАЗов) на http://novmike.narod.ru/avto.htm, или очень интересный сайт http://chiptuner.ru).

Связать компьютер и автомобиль проще всего через последовательный COM порт (собственно, как и написать программу тестирования – большинство бесплатных программ используют именно COM порт, а не USB). В случае отсутствия COM порта (например, в ноутбуке) возможно применение дополнительного адаптера USB-COM и создание виртуального COM порта (большинство дата-кабелей мобильных телефонов используют именно такое преобразование).

Схема адаптера КЛ линии основана на двух микросхемах MAX232A и MC33199D. DA1 MAX232A (или с В для микросхем ST, которая также рассчитана на работу с емкостями 0,1мкФ) стандартное включение – преобразователь сигналов COM порта в TTL. DA2 MC33199D интерфейсная микросхема, реализующая двунаправленную шину линии К, согласно ISO9141, с защитой от замыкания на массу или на + 12 В. Особенность включения MC33199D - наличие дополнительного делителя для опорных входов компараторов линий K,L выводы 2 и 3. Порог сравнения выбран около 3,3 В, что обеспечивает универсальность обработки сигналов как 12В уровня так и 5В (редкие, старые модели) - без переключателя (напряжение подтяжки обеих линий 12В).

Линия L, односторонняя, медленная, используется крайне редко (опять таки в старых моделях), для создания Wake up последовательности, выполнена на рассыпных элементах (канал L-линии драйвера MC33199D использовать нельзя, так как он предназначен для согласования с микроконтроллером и имеет 5В защиту). Старым переходным моделям контроллеров управления двигателем 91-93г выпуска (следующая ступень после «мигательно-светодиодной» индикации кодов ошибок) для перехода в режим диагностики необходимо подать Wake up последовательность на линию L, затем эта линия не используется, а весь обмен данными идет по линии K. В более новых моделях контроллеров управления двигателем перевод в режим тестирования не требует подачи Wake up последовательности на линию L, и вся диагностика выполняется только линией K (на данном этапе наиболее массовый вариант).

Более новые модели машин (немецкие автомобили) имеют колодку диагностики, в которой присутствуют и K-линия и двунаправленная L-линия, которая, работает схожим образом с K-линией для диагностики других систем машины. В этом случае иногда «помогает» попеременное подключение K-линии адаптера сначала на K-линию, а затем на L-линию автомобиля для диагностики разных систем (встречается рекомендация простого объединения обеих линий в колодке диагностики и подключение на K-линию адаптера). Также существуют немного иные схемотехнические решения адаптера - KK, L адаптер (или два K, L адаптер). Основная идея этих схем – раздельная подача запросов на K, L-линии автомобиля, но объединение ответов на RXD канал COM порта без взаимного влияния K, L-линий. Наиболее новые модели автомобилей оснащаются уже высокоскоростной CAN линией диагностики (к сожалению, отечественному производителю в ближайшее время подобное не грозит). Адаптер К,L линии

Адаптер КЛ линии имеет два светодиода – красный VD3 - индикация высокого уровня на линии К, зеленый VD2 - линии L. Светодиоды подключены на выходные линии, что позволяет проще обнаружить ошибку в подключении или даже неисправность, кроме того, такое включение светодиодов не нагружает и не уменьшает размах сигнала COM порта, что может иметь значение при использовании ноутбука или преобразователя USB-COM. При правильном подключении питания оба светодида светятся, в процессе обмена данными мигают (зеленый светодиод линия L мигает с меньшей частотой и только в начале тестирования). Некоторые программы (Icd) могут выполнять тестирование адаптера, и работоспособность определяется также и визуально. Адаптер подключается к COM порту компьютера непосредственно (удачно продуман конструктив – ничего лишнего), либо с помощью кабеля удлинителя COM порта (провода идут напрямую). Сигнал линии L подключен на 7 вывод (RTS), если программа тестирования использует другой вывод для вывода сигнала линии L, необходимо скорректировать кабель удлинителя COM порта. (По неточным сведениям программа VagTool (диагностика автомобилей Audi, Seat, Skoda, VW) использует именно RTS сигнал, а программа Car Scanner (диагностика автомобилей BMW) использует DTR сигнал 4 вывод).

P.S. Подключение к автомобилю удобно выполнить универсальным кабелем с концевыми штыревыми контактами, что позволяет при известной распиновке колодки диагностики подключиться почти к любому автомобилю (длина кабеля подключения может быть большой (3 - 6м), так как в MC33199D есть компенсация погонной емкости кабеля).
* Диагностика выполняется при включенном зажигании. Желательно придерживаться следующей последовательности подключения:

  1. Подключить адаптер КЛ линии к ПК.
  2. Подключить адаптер КЛ линии к ботовому контроллеру в следующем порядке: масса, +12 В, линия К, линия L (по необходимости).
  3. Включить ПК.
  4. Включить зажигание, или завести двигатель (в последнем варианте доступны ряд параметров работы двигателя).
  5. Отключение в обратной последовательности.

* При использовании обычного стационарного компьютера необходимо использовать розетки с заземлением (в сырых помещениях не редки случаи пробоя импульсных источников питания ПК на корпус, что чревато не только повреждением оборудования, в том числе и бортового контроллера автомобиля, но и связано с риском поражения электрическим током).

Относительно современные контроллеры управления двигателем допускают изменение программы управления или калибровок, без какой либо перепайки микросхем (собственно те, которые имеют Flash память и внутрисхемный программный загрузчик). Подобный чип тюнинг выполняется посредством загрузки данных через К-линию, опять таки с использованием адаптера К-линии. Технически для изменения прошивки необходимо обеспечить штатное включение питающих напряжений и подать 12В на вывод разрешения перезаписи. Ряд контроллеров позволяют записать даже две прошивки (в «Январь-5.1» в котором используется только половина объема Flash памяти, - можно записать дополнительный более динамичный режим работы двигателя и внешним переключателем выбирать требуемый режим). К сожалению, как программы, так и прошивки в большинстве не бесплатны, и необходим достаточный опыт для выполнения чип тюнинга (для ознакомления можно порекомендовать Winflashecy – бесплатную программу, но с не большими возможностями). А вообще, самый идеальный вариант - создать индивидуальную прошивку именно под ваш конкретный двигатель, для этого проанализировав параметры работы двигателя в разных режимах и внеся соответствующие изменения, но это под силу только опытным профессионалам.

Диагностический разъем ВАЗ Диагностический разъем ВАЗ
A -   GND
B -   L-Line (может не быть)
M -   K-Line
G -   Управление топливным насосом
H -   12V. Постоянное c АКБ через предохранитель.
Иногда, если иммобилайзер не установлен, линия диагностики может висеть в воздухе и связь с ЭБУ отсутствует.  В этом случае необходимо восстановить проводку в разъеме иммобилайзера.

На последних модификациях ВАЗ, рассчитанных на нормы токсичности ЕВРО 3 (4) применяется стандартный европейский коннектор OBD-II.

Назначение контактов диагностической колодки Назначение контактов диагностической колодки
2 - J1850 Bus+
4 - Chassis Ground
5 - Signal Ground
6 - CAN High (J-2284)
7 - ISO 9141-2 K Line
10 - J1850 Bus-
14 - CAN Low (J-2284)
15 - ISO 9141-2 L Line
16 - Battery Power






Диагностический разъем ГАЗ Диагностический разъем ГАЗ.
1 +12V
2 +12V  от АКБ
10 L-Line
11 K-Line
12 Масса


Rambler's Top100 Submitter.ru