AutoScan Кабеля, разъемы»
Адаптеры диагностики автомобиля» Сканеры, Считыватели кодов» Адаптеры Диагностики и Настройки ГБО автомобиля»
AutoScan
Поддержка
В Избранное Добавить в избранное
ABS/ AIR BAG »
По маркам»
Грузовики»
Автобусы»
ЧИСТКА ФОРСУНОК» Поддержка

Изменение программы «бортового компьютера», или что такое чип тюнинг.

Данная статья в большей степени носит информационно-познавательный характер, и не претендует на особую глубину освещения темы тюнинга. Тюнинг автомобиля достаточно сложная задача, так как добиться значительного улучшения ездовых качеств невозможно без серьезных конструктивных изменений строения автомобиля (что по карману далеко не каждому). Достаточно сложно из «жигулей» сделать «мерседес», наверное, проще и дешевле купить последний. С другой стороны достижение максимально оптимальных параметров работы двигателя (доводка автомобиля) вполне достижимая задача без особых затрат посредством чип тюнинга.

Итак, любой современный автомобиль, оснащенный инжекторным двигателем внутреннего сгорания, имеет «бортовой компьютер» для управления и контроля параметров работы двигателя. Более правильно вместо «бортовой компьютер» применить другое название - контроллер управления двигателем, так как данное устройство обычно выполнено на 8-ми битном микроконтроллере, или наиболее часто встречающийся в технической литературе термин – электронный блок управления двигателем (ЭБУ). Основная задача ЭБУ - на основе показаний датчиков (наиболее важные - датчик положения коленчатого вала, датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха, кислородный датчик (лямбда зонд)) формирование стехиометрической топливной смеси и своевременный поджиг последней. Стехиометрическая топливная смесь (при которой топливо сгорает полностью) - соотношение количества топлива к количеству воздуха от 12 до 16 в зависимости от нагрузки двигателя. История производства инжекторных двигателей ВАЗов (собственно об этих автомобилях пойдет речь) насчитывает немногим более десяти лет. Первоначально двигатели комплектовались ЭБУ General Motors (GM ESFI-2S), затем появились российские аналоги «Январь-4». Программа управления двигателем помещалась в ПЗУ, обычно, однократно записываемое или с ультрафиолетовым стиранием. Следующим шагом была разработка ЭБУ Bosch М1.5.4 также с ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием. Немного позже появился российский аналог «Январь-5.1». Особенность последнего, наличие Flash памяти, которая совместно с высокоскоростным микроконтроллером С509 и внутрисхемной программой загрузчиком позволяет оперативно изменить прошивку и программу управления двигателем. Собственно программа управления, скорее всего, построена на принципе табличной конвертации. Гораздо проще и быстрее выполнить несколько программных переходов, нежели производить какие либо вычисления. Поэтому для изменения режимов работы двигателя не нужно менять программу целиком, достаточно изменить часть пошивки - данные калибровок.

Несколько усовершенствованный вариант «Января-5.1» разработала НПО "Итэлма" - VS5.1 (собственно эти два ЭБУ в различных модификациях наиболее распространены на данный момент, и последний рассмотрим более подробно).

Более новая разработка под более строгие нормы токсичности (Bosch MP7.0.) использует уже 16-ти битные контроллеры. А в наиболее новой (Bosch MP7.9.7+) - вообще нет внешней ПЗУ (используется внутренняя память самого микроконтроллера). Углубляться дальше в номера прошивок под разные нормы токсичности и разные модификации двигателей нет смысла, так как эта тема очень объемна.

Итак, рассмотрим внутреннее строение ЭБУ VS5.1 (собственно у меня именно такой).

  • SAF80C509 - центральный микроконтроллер, 375 нс такт выполнения инструкций (16МГц), 256 байт и 3 КБ ОЗУ, 512 байт ПЗУ для создания внутрисхемной программы загрузчика, поддерживает до 128 КБ внешней памяти, арифметический модуль (32 битный), пять 16-ти битных таймеров, 15 10-ти разрядных АЦП, два полнодуплексных последовательных интерфейса, 29-ти канальное устройство захвата-сравнения, 80 выводов вход/выход.
  • 29F200BB - Flash память 2 Мбит (реально используется половина 128К х 8 бит).
  • 74HC573 – параллельный регистр-защелка для фиксации 8 младших адресов для 29F200.
  • 24C04 - EEPROM. В ней содержится серийный номер ЭБУ и возможно, информация иммобилайзера (у меня - его нет).
  • TLE 4729 - драйвер управления 2х фазным шаговым мотором (РХХ).
  • TLE 6240GP - 16 ключей с последовательным управлением с защитой от перегрузок по току и от перегрева. Возможно параллельное управление 8 каналами.
  • HIP 9011 - обработка сигнала датчика детонации.
  • TLE 4267 - управляемый 5В стабилизатор. Включение зажигания создает подачу питания и вырабатывает сигнал сброса.
  • 8025 - усилитель-формирователь импульсов датчика положения коленчатого вала.
  • L9737 – формирователь сигналов K-line.

Тюнер Итак, что нужно для изменения прошивки ЭБУ. Самое главное, уяснить для себя для чего это нужно. Ради спортивного интереса менять прошивку ЭБУ, наверное, нет смысла. Другое дело если есть неудовлетворенность работой двигателя (двигатель плохо заводится на морозе, в ранних прошивках была такая ошибка, или очень плохая динамика разгона, или еще что-нибудь в технически исправном двигателе), тогда можно попробовать изменить программу работы ЭБУ. Иногда, возможно записать даже сразу две прошивки для работы в обычном режиме и более динамичном, некоторые контроллеры это позволяют. Чтобы не сделать хуже, чем было, необходимо сделать резервную копию своей прошивки на тот случай, если что-то не получится, чтобы можно было вернуть все назад.

Если решение о перепрограммировании принято, тогда нужно искать «инструменты» для изменения прошивки. Если ЭБУ с памятью с ультрафиолетовым стиранием, тогда нужен программатор и несколько микросхем памяти (старую память лучше просто выпаять, поставить переходную колодку и поочередно испытывать разные прошивки). Также нужен и сам файл новой прошивки. Придется поискать в Интернете (например, сайт http://chiptuner.ru/), или даже купить коммерческую прошивку. А вообще, самый идеальный вариант - создать индивидуальную прошивку именно под ваш конкретный двигатель, для этого проанализировав параметры работы двигателя в разных режимах и внеся соответствующие изменения, но это под силу только опытным профессионалам. Если ЭБУ более нового поколения – с Flash памятью, в этом случае достаточно иметь адаптер K-line (он же используется для тестирования автомобиля) и одну из программ для считывания и заливки прошивок. Таковых достаточно много, но, как и программы тестирования, в большинстве своем не бесплатны (например, распространенный Combiloader). По этому, можно воспользоваться Winflashecy. Окно программы показано ниже, в нем же и сайт. Технически для изменения прошивки необходимо обеспечить штатное включение питающих напряжений и подать 12В на вывод разрешения перезаписи (47 вывод) а также подсоединить K-line адаптера, иными словами используется всего несколько выводов. Можно сделать переходник, а можно и не делать. Распиновка подключения следующая: 18 вывод - +12В (питание), 19 вывод – общий, 27 вывод – зажигание (+12В), 37 вывод – выход главного реле (+12В), 46 вывод – главное реле (через резистор 500 Ом на +12В), 47 вывод – разрешение программирования (+12В), 55 вывод - линия K-line адаптера.

Обсудить на ФОРУМЕ »

Rambler's Top100 Submitter.ru